?

Log in

No account? Create an account
Нелинейная музыка - Михаил Протасов [entries|archive|friends|userinfo]
Михаил Протасов

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Нелинейная музыка [Mar. 30th, 2013|12:14 am]
Михаил Протасов
[Tags|]

За последние сто с лишним лет, в эпоху звукозаписи, люди привыкли к линейности музыки. К понравившейся композиции слушатель может возвращаться снова и снова, практически в любое удобное ему время. После десятков прослушиваний он практически знает ее наизусть. В ней не остается ничего неожиданного. На последних тактах куплета слушатель уже предвкушает начало припева. Такая ситуация является неявным, но существенным ограничением.

Ограничениях в музыке сами по себе не содержат ничего хорошего или плохого. Все зависит от контекста. Набор ограничений формирует стиль. Соблюдение стиля нередко позволяет структурировать и украсить композицию. А в минималистической музыке ограничениям вообще придается особо важное значение. Тем не менее, появление новых музыкальных авангардных течений практически всегда связано с выходом за пределы некоторых ранее привычных ограничений.

Ясно, что нельзя назвать линейность естественным свойством музыки. Многие исполнители на концертах играют известные композиции в непривычной слушателю обработке, а также меняют структуру. Разнообразные формы импровизационной и экспериментальной музыки предполагают формирование структуры композиций, соло-партий и, порой, звука в целом, непосредственно в момент исполнения, причем не всегда с предсказуемым заранее результатом. Однако даже импровизационное соло, если оно записано в составе композиции, ставшей популярной, начинает восприниматься линейно. Т.е. слушатель после большого количества прослушиваний запоминает это соло, его развитие, соответственно, становится предсказуемым и линейным.

Как можно обойти это ограничение? Предположим, мы записали музыкальную композицию. И во время записи сделали сразу 5 вариантов некоторой части (например, куплета), отличающиеся продолжительностью, деталями аранжировки и т.д. Далее, в тот момент, когда слушатель запускает воспроизведение композиции, случайным образом незаметно для слушателя выбирается один из этих 5 вариантов. Теперь слушатель не знает во время прослушивания, каким именно будет развитие.

Но ведь кто-то может запомнить все 5 вариантов? Это не проблема. Мы можем записать также 5 вариантов перехода с куплета на следующую часть, 5 вариантов коды, 5 вариантов вступления, 5 вариантов соло. Получится уже 625 возможных сочетаний, запомнить их все практически невозможно. А если записать 10 или 20 таких кусков, это уже будет огромнейшее количество вариантов. Это и есть нелинейная музыка.

Вы когда-нибудь слушали хорошо знакомый вам альбом в режиме случайного порядка воспроизведения треков? Вспомните свои ощущения в момент, когда заканчивается предыдущий трек, и вот-вот начнется новый, но вы не знаете, какой именно. В нелинейной музыке это ощущение присутствует постоянно.

Нелинейная музыка требует более сложного процесса записи и специального обеспечения воспроизведения. Но ее возможности и перспективы потрясающе широки.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: shebalin
2013-03-29 08:57 pm (UTC)
а для меня - в любой музыке всегда есть нечто неожиданное. это то, что она сообщает мне, некие оттенки настроения (моего).
само собой, я имею в виду только ЗНАКОМУЮ музыку, ту, где "на последних тактах куплета слушатель уже предвкушает начало припева"....

собственно, и воспринимать нечто "как музыку" я и начинаю когда - постигнув её структуру - запоминаю оную. и готов - к тому, что она (музыка определённым образом структурированная) будет сообщать мне упомянутые оттенки.

впрочем, тут много нюансов. скажем, громкость. или частота/ тембр. или близость/удалённость (от меня) источника музыки. и т.д.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: romulavgust
2013-03-30 05:24 am (UTC)
А не-ЗНАКОМАЯ тебе что, таких оттенков не сообщает?

В моем представлении, у знакомой музыки эти оценки более сильны, но и более иллюзорны, чем у незнакомой.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shebalin
2013-03-30 05:56 am (UTC)
не-знакомая меня, скорее, напрягает.
именно поэтому - я уважаю минимализм (в его различных проявлениях) - такая композиция становится ЗНАКОМОЙ - уже на 5-6 "витке"....

кстати,
"Вы когда-нибудь слушали хорошо знакомый вам альбом в режиме случайного порядка воспроизведения треков?"
обожаю так делать.... в каком-то смысле - таким образом я подчёркиваю, что мне ВСЁ РАВНО, что именно звучит. лишь бы звучало нечто из того, в чём я УЖЕ уверен. ну, это как ЛЕГО, которое - само по себе - уже радость, что бы там из него ни собиралось)))))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: romulavgust
2013-03-30 06:37 pm (UTC)
> это как ЛЕГО, которое - само по себе - уже радость, что бы там из него ни собиралось

Ты прям в точности описал суть нелинейной музыки
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shebalin
2013-03-30 06:39 pm (UTC)
тогда, видимо, мне - сложно разделять музыку на "линейную" и "не-линейную". она - даже самая "простая/попсовая" - для меня - может быть прекраснейшей структурой (но может и не быть, кстати)....
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: romulavgust
2013-03-30 07:01 pm (UTC)
Сложно, потому что ты еще не знаком с нелинейной музыкой. С ней еще никто не знаком.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pavka_1
2014-05-27 01:34 pm (UTC)
Давно креативлю на эту тему и сегодня начал аж разрабатывать алгоритмы, как бы это создать, хочу воплотить в жизнь данную затею, только моё видение несколько отлично - слушатель может быть активным участником процесса, выбирая часть композиции, которая звучит, чтобы самому выстроить динамику. Для этого все-то нужно движок-программу-интерфейс, в которую можно закачивать фрагменты и которая осуществляет выбор пользователя и переход от одного фрагмента в другой. Плюс прибавить визуализацию-смену, скажем, фона проигрывателя или иллюстрации для более комплексного восприятия - ведь это уже не просто музыка, а целый арт-проект.

Это идея для реального стартапа, хотя возможно всё уже придумано и создано, но я пока даже намёков не видел, хотя чисто технически всё довольно просто.

Это, действительно весьма занятно и перспективно, ведь это более тесное, личное общение мира музыканта и слушателя.

ну а этот пост я нашёл так - я подумал,, как должно называться то, о чём я думаю? Нелинейная музыка, конечно же))

Интересно...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sezession
2013-04-01 07:11 pm (UTC)
Интересная идея :)
(Reply) (Thread)